Развитие класса
Развитие класса – это забота классных руководителей, родителей, учителей предметников. Все хотят видеть класс образцово-показательным.
Однако школьный класс – это нечто большее, чем простая совокупность детей. Жизнь показала, что педагог в процессе работы сталкивается не только с отдельными личностями, но и с некими надындивидуальными явлениями.
Результаты исследований позволили утверждать, что развитие школьного класса как коллектива связано с преодолением целого ряда противоречий:
- между классами и отдельными учащимися или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими;
- между перспективами класса и отдельных учащихся;
- между нормами поведения в классе и стихийно сложившихся в нем группах;
- между отдельными группами детей.
Эти противоречия зачастую перерождаются в конфликты, которые в зрелом коллективе разрешаются самими учащимися, а в неразвитом коллективе – при вмешательстве педагогов.
Школьный класс складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения учащихся, между которыми возникает система деловых и межличностных отношений. Эти отношения формируют своеобразное поле, проявляющееся в общественном мнении, системе норм и правил, социально-психологическом климате. Развитие школьного класса подчиняется закономерностям развития коллектива вообще. На первой стадии он выступает как цель педагогов, родителей и их воспитательной деятельности; на второй представляет собой инструмент формирования социально-желательных качеств личности учащихся; на третьей он становится пространством для индивидуального развития учащихся, формирования их мировоззрения.
Индивидуальный стиль учебной деятельности класса можно описать по аналогии с индивидуальным стилем деятельности отдельного человека.
Во-первых, в нем присутствует определенный уровень сформированности навыков учебной деятельности учащихся. Во-вторых, классы различаются особенностями включения в учебную деятельность и выход из нее.
Есть классы, которые сосредоточены и готовы к работе непосредственно со звонком на урок. Другим требуется 5-10 минут на «раскачку». А в некоторых классах для создания рабочей атмосферы, отвлечения от дел и разговоров, затеянных на перемене, может потребоваться чуть ли не половина урока.
Эмоционально насыщенная деятельность решает задачи сплочения группы, разрешения конфликтов, формирования комфортных эмоциональных отношений между людьми. Она является процессом поддержания организованности в силу направленности на поддержание внутреннего равновесия и устойчивости в группе.
Неформальные отношения начинают интенсивно формироваться с первых дней функционирования класса. Довольно быстро в классе возникает более или менее полная социометрическая структура.
Роли неформальных отношениях представляют собой довольно устойчивые образования. Практика постоянно подтверждает, что в случае, когда низкостатусный ученик (предположим, объект всеобщей травли) переходит в другую учебную группу, то в классе, лишенном носителя роли «жертвы», вскоре обязательно появляются новые «козлы отпущения». В работах Я.Л. Коломинского приведены данные о том, что устойчивость места ученика в системе межличностных отношений увеличивается с возрастом детей, причем благоприятное положение в учебной группе более устойчиво, чем неблагоприятное (Коломинский, 2000).
Кроме того, привычная роль имеет тенденцию сохраняться не только в данном конкретном классе; она очень часто «переходит» с ребенком в другой. Объяснение этому довольно простое. Хотя в теории психологии роль – это явление сугубо групповое, вне группы не существующее, ребенок привыкает выполнять роли, предписанные ему его устойчивым положением в системе внутригрупповых отношений. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль. Переходя в другой класс, ребенок продолжает играть привычные роли, по крайней мере, привычную для него роль выдают бессознательные элементы поведения, что дает его новым одноклассникам ориентиры для определения его места в их групповых структурах. Именно поэтому часто бывает так, что перевод ученика, ставшего устойчивым объектом травли со стороны одноклассников, из одного класса в другой оказывается к удивлению педагогов и родителей, нецелесообразным: и в новом классе такой ребенок часто снова становится буквально за несколько дней «жертвой» или «белой вороной».
Поэтому мы создали наши программы для классов с целью помочь разным группам детей найти свое достойное место в группе сверстников. Чтобы «жертвы» и «белые вороны» влились в школьный коллектив, а лидерство приобрело социально положительные черты.
Школьный класс почти всегда состоит из нескольких подгрупп. Факторы «подгруппообразования» очень разнообразны: это и пол, и учебная успешность, и близость мест проживания, и общность внешкольных интересов, и общность позиции в системе отношений внутри класса и много-много других. В итоге неофициальные отношения складываются не только между отдельными учащимися, но и между целыми подгруппами.
Адекватное взаимодействие между разными подгруппами – основная забота взрослых. Если в классе враждуют разные группы, работа в таком классе не строится, учиться тяжело. Мы знаем, как наладить конструктивное взаимодействие между разными группами учащихся так, чтобы каждому ученику стало в классе комфортно учиться и общаться.
Наши программы разработаны для всех классов. Но особенно мы рекомендуем воспользоваться нашими программами если в классе:
1) Неэффективная учебная или внеучебная деятельность,
2) Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе,
3) Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др),
4) Преобладание «отрицательных» мотивов в учебной деятельности группы,
5) Низкий ранг учебы и правил поведения в групповых ценностях,
6) Использование оценочных ярлыков («тупые», «гении» и др),
7) Неадекватный стиль общения между классом и представителями других групп: учителями, родителями, учениками других классов).
Этот тренинг для группы детей,которым необходимо умение действовать командой, сообща. А также для тех детей, которые хотят учиться и развиваться в комфортной обстановке поддержки, понимания и дружбы.
|
Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подростков. В общении подростки решают разные задачи развития, взросления и становления личности. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – РАЗВИТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ЗАДАЧИ:
|
Этот тренинг для подростков, которые стремятся решать спорные вопросы, не доводя их до конфликта, конструктивно разрешать конфликты, выходить из конфликтной ситуации победителем. В результате тренинга подростки:
|
Стоимость: 4000 руб. |
Стоимость: 4000 руб. | Стоимость: 4000 руб. |
Этот тренинг для молодых людей, которые испытывают трудности в выборе профессии. В результате тренинга участники:
|
Развитие класса – это забота классных руководителей, родителей, учителей предметников. Все хотят видеть класс образцово-показательным. |
|
Стоимость: 4000 руб. |
Стоимость: 4000 руб. |
Более подробную информацию о форме проведения, программе и другие вопросы Вы можете узнать по телефону либо написать нам письмо.