г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

Выбор профессии в чем сложность

Выбор профессии в чем сложность

На первый взгляд кажется, что выбрать профессию не так уж и сложно. Люблю я заниматься с детьми — пойду в учителя или воспитатели. Люблю рисовать — пойду в художники или дизайнеры. А то и вообще ничего не интересно: куда мама с папой «поступят», туда и пойду. Все бы ничего! Отучился, диплом, главное, получил, потом можно определяться. Или, все равно по специальности работать не буду. С точки зрения простого индивида, логика правильная, а, может быть, и полезная. Только работодателю такие специалисты не нужны. (Знаю не понаслышке. Сама являюсь работодателем) .

Сегодня работодателю нужны работники инициативные, творческие, увлеченные своим делом, умные, способные, желающие работать не только за зарплату. Требования к кандидату на должность повышаются, а возраст — стремительно молодеет. К 25–27 годам молодой специалист должен иметь опыт, знания, наработки в профессиональной области, уметь быстро обучаться. Что это значит? Это значит, что уже в институте необходимо писать курсовую по профилю своей будущей должности, диплом вообще должен выглядеть как коммерческий проект, который фирма может реализовать в самом ближайшем будущем и получить прибыль.

Что же это все означает для сегодняшнего выпускника? А для выпускника это означает только одно — у него нет возможности ошибиться с выбором профессии.

Когда я заканчивала школу, я знала только одно: я хочу работать с детьми (не важно как и кем, главное, с детьми). Я решила, что нужно идти в педагогический институт (т. к. психологического факультета в г. Челябинске не было). Я не долго размышляла на какой факультет пойти учиться. Поразмыслив над тем, какие предметы я знаю и по каким легко сдам экзамены, пошла на филолога. Уже тогда знала, что быть педагогом — не мое.

Доучилась до конца, хотя могла перевестись на факультет психологии через 2 года (но мне тогда никто об этом не сказал, а сама я не догадывалась). Сегодня я об этом не жалею, так как нашла в себе силы и возможности организовать психологический центр.

Но вот два года назад решила поискать другую работу, так как учителем уже быть не могла (выросла). Оказалось, что возраст уже вышел за рамки требуемого, опыт есть, но не тот, много знаю и умею, но не работала в коммерческой фирме очень давно, и в отделе кадров на меня смотрели уже с недоверием. Если бы это была единственная проблема!!!

Оказалось, что я-то тоже уже не согласна работать в какой попало фирме. Я тоже выбираю! В общем вывод: чем старше становишься, тем труднее выбор и устройство на работу.

Сегодня как директор я решаю: принять этого человека на работу или нет. Ко мне часто приходят выпускники с психологических факультетов. Наш разговор о приеме на работу всегда заканчивается примерно таким диалогом:

Я: Какие ваши профессиональные планы? Чего хотите добиться в профессии?
Кандидат: Хочу стать профессиональным психологом, работать с детьми.
Я: С какими именно детьми хотите работать?
Кандидат: Не знаю.
Я: А чем хотите с ними заниматься?
Кандидат: Ну… Диагностикой, занятия проводить.
Я: У нас коммерческая структура. Как поработал — так и получил. За что Вам клиенты будут платить деньги? Чем Вы ценны для клиента?
Кандидат: Не знаю.
Я: Что умеете делать хорошо?
Кандидат: Не знаю.
Я: А что Вам нравиться делать? Чем можете ребенка завлечь, заинтересовать?
Кандидат: Не знаю.
Я: Тогда я предлагаю Вам поискать свой интерес в этой профессии. Только за то, что интересно Вам и клиенту, клиент заплатит деньги.

Кандидат уходит и не возвращается. Почему? Потому что работа с людьми (особенно с детьми) требует включенности профессионала, его живой интерес и желание работать. А это уже нематериальная область труда, которая называется мотивацией. Она важна не только в работе с людьми, она важна везде. Именно мотивация делает из квалифицированного сотрудника Профессионала, который работает не только за зарплату, но и за интерес. А сегодня все хотят обращаться только к профессионалам.

Откуда берется мотивация? Она берется из ценностей, мировоззрения, целей самого человека. Многие ли могут прямо сейчас (сходу) назвать свои цели и ценности? Какова Ваша главная цель жизни? Да. Это серьезные, сложные и большие вопросы. И если Вы никогда над ними не задумывались, может быть, Вам и после долгих размышлений не удастся ответить на них. Чтобы ответить на эти вопросы, в ходе тренингов «Я — всегда открытие!» и «Стань тем, кем ты хочешь!» выделен специальный большой блок занятий.

А еще профессию надо выбирать, зная свои индивидуальные особенности характера, темперамента, нервной системы, способностей, возможностей, интересов. Как это все узнать? Из жизни, от друзей и родителей, из наблюдений за собой. Но очень часто этого не достаточно. Нужны специальные усилия по изучению себя любимого!

Попробуйте рассмотреть себя со всех сторон и с ног до головы без специальных приспособлений (зеркал, трюмо и т. д.). Это не возможно — всегда останутся участки, которые мы не видим на себе. Также происходит и с нашим внутренним миром: мы знаем о себе, своем характере, своих особенностях только от других людей, вернее, через их реакции на нас и наши поступки. Однако полагаться на эти оценки полностью мы не можем, так как каждый оценивает по-своему, исходя из своих ценностей и убеждений, которые могут и не совпадать с нашими. А также есть простая человеческая зависть, ревность, злость, которые также влияют на то, как человек нас воспринимает и оценивает.

Учитывая все эти особенности человеческого восприятия, я считаю, что самым безопасным способом изучения себя любимого является тренинг. Почему? Да, просто потому, что на тренинге нельзя оценивать, а можно давать обратную связь. И мы специально учимся правильно давать обратную связь, чтобы не обижать и не оценивать другого человека. А еще есть правила конфиденциальности и бережного отношения к участникам тренинга.

Я глубоко убеждена, что проблемы лучше ПРЕДУПРЕЖДАТЬ, чем ждать, когда они на тебя свалятся, и тебе придется в авральном порядке их решать (и как показывает практика, в этом случае мы принимаем не самые правильные решения). Выбор профессии — это выбор стиля будущей жизни, ее успешности и удовлетворенности собой в будущем. Я желаю всем выпускникам СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, чтобы «не было мучительно больно» в будущем!

Приходите ко мне на тренинги «Я — всегда открытие!» и «Стань тем, кем ты хочешь!», я помогу узнать себя и сделать правильный выбор в интересной и увлекательной форме. Также предлагаю воспользоваться бесплатной рассылкой, в которой тесты, информация и мои консультации лично для тебя.

Автор: Каменщикова Ольга Николаевна