г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

Развиваем эмоциональный интеллект

Развиваем эмоциональный интеллект

«Мы уже в пределах 100 считаем, а вы?», «Вы, сколько слов читаете в минуту?», «Со скольких лет вы читать начали?» Подобные фразы часто можно услышать в разговорах многих мам современных дошколят. Предметом их обсуждения зачастую становятся вопросы: сколько языков их ребенок знает, как он читает, считает, сколько стихотворений на память может воспроизвести, какие задачки он уже может решать и т. д. И это не удивительно, ведь принято считать, что для успеха ребенка в будущем, познавательные и умственные способности играют ведущую роль. Хотя, не многие знают, что знания и развитый интеллект — это лишь один из факторов успешности ребенка в учебе и взрослого человека в реальной жизни.

Целый ряд исследований показывает, что вклад коэффициента умственных способностей (IQ) в успешность человека, в социальной и личной сферах жизни, составляет не более 20%. Остальные 80% определяет уровень развития EQ — коэффициент эмоционального интеллекта, или эмоциональной компетентности человека. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен на глубокие дружеские связи, продуктивные профессиональные и жизненные отношения. Такой человек обладает высокой мотивацией в своей профессиональной деятельности и способен зажечь, вдохновить окружающих его людей. Именно благодаря эмоциональному интеллекту люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами эффективными политиками, и в целом оказываются наиболее успешными в своей деятельности.

Что такое Эмоциональный интеллект? Как он проявляется?

Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих чувств и эмоций, а также управления ими. Сюда входят: умение определять, понимать и контролировать свои чувства, умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения, распознавать и признавать чувства других.

Наиболее важной составляющей эмоционального интеллекта, является способность противостоять импульсам ради отдаленных целей, т. е. преодолевать собственную импульсивность. Что это значит? Для иллюстрации рассмотрим пример одного известного исследования.

Группе четырехлетних детей предложили альтернативу: либо они получат сладости сразу, либо они получат две порции, но тогда они должны ждать, пока взрослый (экспериментатор) вернется, уладив свои дела. Часть детей взяли сладости сразу; другие после некоторых колебаний; однако, большая часть группы могли ждать 15 — 20 минут, пока взрослый вернется, и получили в награду двойную порцию сладостей. Через 12–14 лет, когда испытуемые заканчивали свое обучение в школе, они были обследованы еще раз. Результаты оказались поразительные: обследование показало отчетливые различия между терпеливыми и нетерпеливыми детьми. Те, кто уже в четырехлетнем возрасте был способен противостоять своим непосредственным желаниям, выросли самостоятельными социально компетентными людьми, с высоким самосознанием. Они также лучше справлялись с неудачами. — Другие были более неуверенными в себе, нерешительными, более незрелыми, страдали от зависти и ревности, провоцировали конфликты и даже показывали худшие результаты на экзаменах, причем независимо от уровня их IQ.

Эмоциональный интеллект и обучение в школе

Для успешного обучения ребенку важна эмоциональная стабильность. Представим себе, что Ваш сын или дочь пошли в первый класс. В классе, может быть, около 25 детей. Возможно, что в классе есть один или два знакомых ребенка, но остальных детей он или она не знают. Ему предстоит завязать контакты, найти себе новых друзей и утвердить себя в среде незнакомых детей. Все это требует от ребенка развитых социальных качеств, контактности, способности выдерживать и преодолевать трудные ситуации, напряженные и иногда конфликтные отношения. Активный в привычной обстановке уверенный в себе ребенок может замкнуться, стать «тихоней», который в действительности переживает глубокий эмоциональный стресс (зачастую им самим неосознаваемый). Для того, чтобы справляться со всеми этими ситуациями требуется высокая степень эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессам.

Можно ли его развивать? Как и когда это делать?
(советы родителям по развитию эмоционального интеллекта)

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Мы развиваем эмоциональный интеллект у детей в программе развития дошколят.