+7 (351) 270 78 34   
+7 912 323 09 78 

г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 14а, оф. 148

     

Про мотивацию и самоорганизацию

Про мотивацию и самоорганизацию

Хотелось бы поделиться с Вами впечатлениями о последней смене, которая прошла осенью.

Закончилась смена «Школа Экспериментуса». Смена планировалась как мотивационная. Мы предполагали, что различные интересные эксперименты, познавательные игры заинтересуют детей и сделают отдых увлекательным.

НО не тут то было! Как только дети услышали слово «лаборатория», они тут же ассоциировали его со словом «занятие». А любое занятие- это очень скучно и неинтересно. И тут же начался саботаж! Дети начали отвлекаться, разговаривать, смеяться, заниматься своими делами и перестали слушать. В общем, никакое, даже самое интересное занятие провести с ними стало невозможно.

Я предлагаю нам, взрослым, задуматься над тем, что же мы делаем с детьми? Ведь узнавать новое- это очень интересно, а дети по своей натуре любознательны. Как же так получается, что мы отбиваем у них всякое желание быть любознательными, узнавать новое, интересоваться чем-либо? Все просто. Взрослые не дают детям играть. Занятия, уроки - это вещи серьезные, во время занятий играть нельзя! А на самом деле, надо! Надо, потому что естественное состояние ребенка- это игра. Лучшее обучение ребенка- это игра. Все игры, даже самые глупые являются обучающими и развивающими.

Что же произошло дальше? Мы посмотрели на детей и решили пойти за их желанием веселиться и отдыхать. Мы отпустили ситуацию и позволили детям делать то, что они хотят. Самое удивительное: когда мы позже разбирали случившееся , дети нам заявили, что мы, взрослые, на них смотрели и не давали им делать то, что они хотят. А на самом деле они веселились до двух часов ночи, пока не начали засыпать на ходу. Нам пришлось принудительно отправить их спать и выслушать претензии о том, что они спать не хотят, а мы их укладываем.

Почему дети не ощущают свое состояние, не отслеживают своих действий и не берут ответственности за все это? Почему за все отвечают взрослые? Больше всего меня удивило, что дети не ощущали своей усталости. Это говорит о том, что дети привыкли ориентироваться на то, что скажет или укажет взрослый.

Дальше была непростая работа по присвоению ответственности за то, что наделали. Оказалось, что лаборатории были интересными. А прежде чем решить интересно или нет, надо узнать, что предлагать. Потом ,отдых бывает разным: не только бесилово, но и занимательный. Отдых очень даже совместим с занятием, если они игровые, экспериментальные.

А еще мы открыли, что дети не умеют планировать, распределять время. Наверное, потому что это все время делали взрослые за детей. Но это не самая главная проблема. Самым трудным, оказалось, следовать плану, вписываться в отведенное время.

Два дня упорных и самостоятельных боев со временем и расписанием - и с радостью приняли наше предложение о помощи. И больше никаких саботажей! Проснулся интерес и желание сотрудничать.

В общем, смена получилась больше про самоорганизацию. И это тоже про мотивацию. Чем меньше дети сопротивляются предложениям взрослых, тем успешнее они учатся!

Автор: Каменщикова Ольга Николаевна