г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

Особенности мышления современных детей

Особенности мышления современных детей

Все чаще слышу от родителей, что дети не хотят думать, их не интересует ничего, кроме игр, интернета, общения и т.д. От детей слышу, что им скучно читать большие тексты, что не обязательно учить что-то, так как можно все найти в интернете. Плохо это или хорошо? Плохо. Однозначно плохо!

Что происходит с мышлением наших детей? Оно становится фрагментарным, неспособным мыслить системно, а значит и окружающее они воспринимают мозаично, не целостно, а обрывочно. И не зря родители удивляются, что их чадо не может связать простые вещи. 

Бездумные клики по ссылкам в интернете, быстрая смена разнообразных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ, изучение новых тем каждый день в школе, современные экшн мультики и фильмы  – все это делает мышление наших детей обрывистым и фрагментарным. Им попросту некогда осмыслить весь огромный поток информации. Им остается только приспосабливаться.

В середине 1990-х годов появился термин «клиповое мышление», и первоначально он означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее. 

Плюсы и Минусы клипового мышления:

Плюсы Минусы

1. Ускоряет реакцию.

Они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения (не задумываясь).

1. Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу.

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой. А от того, как человек мыслит, зависит успешность в жизни и карьере. Наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным. Его главная особенность — высокий объем внимания.

2. Защищает мозг от информационной перегрузки.

Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

2. Ослабляет чувство сопереживания.

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

3. Развивает многозадачность.

Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать. (Правда, если это делать постоянно, то хронический стресс и нервный срыв вам гарантированы.)

3. Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний.

Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.

 

 

4. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию.

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции. Если человек не умеет контролировать свои эмоции (а дети не умеют контролировать эмоции), то теряет «здравый смысл» и способность анализировать. После манипуляции у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции.

Что с этим делать? Можно не делать ничего – как-нибудь само образуется. А можно учить детей системному, глубокому размышлению. Конечно, от родителей потребуется много времени и усилий. Но вложения стоят того! Мы готовы помочь родителям в их нелегком труде. Наши программы и лагеря направленны на выработку у детей умения рассуждать, анализировать свои поступки, искать причинно-следственные связи и связывать все в единую картину.

Сложнее всего научить стройно и логично рассуждать, выстраивать цепочку последовательных мыслей, из которых вытекает вывод. Мы этому будем учить детей на весенней смене «Алиса в Зазеркалье».

Мы освоим «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление.

Мы будем вести дискуссии и искать альтернативные точки зрения, что делает человека трезвомыслящим, развивает умение и желание думать.

А еще мы ограничим себя в потреблении информации. Это мудрое решение в эпоху информационного бума! Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созиданием человек — всего лишь машина для обеспечения рынка потребления.

 Автор: Каменщикова Ольга Николаевна