Все чаще слышу от родителей, что дети не хотят думать, их не интересует ничего, кроме игр, интернета, общения и т.д. От детей слышу, что им скучно читать большие тексты, что не обязательно учить что-то, так как можно все найти в интернете. Плохо это или хорошо? Плохо. Однозначно плохо!
Что происходит с мышлением наших детей? Оно становится фрагментарным, неспособным мыслить системно, а значит и окружающее они воспринимают мозаично, не целостно, а обрывочно. И не зря родители удивляются, что их чадо не может связать простые вещи.
Бездумные клики по ссылкам в интернете, быстрая смена разнообразных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ, изучение новых тем каждый день в школе, современные экшн мультики и фильмы – все это делает мышление наших детей обрывистым и фрагментарным. Им попросту некогда осмыслить весь огромный поток информации. Им остается только приспосабливаться.
В середине 1990-х годов появился термин «клиповое мышление», и первоначально он означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.
Плюсы и Минусы клипового мышления:
Плюсы | Минусы |
1. Ускоряет реакцию. Они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения (не задумываясь). |
1. Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу. Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой. А от того, как человек мыслит, зависит успешность в жизни и карьере. Наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным. Его главная особенность — высокий объем внимания. |
2. Защищает мозг от информационной перегрузки. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет. |
2. Ослабляет чувство сопереживания. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции. |
3. Развивает многозадачность. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать. (Правда, если это делать постоянно, то хронический стресс и нервный срыв вам гарантированы.) |
3. Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний. Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.
|
4. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции. Если человек не умеет контролировать свои эмоции (а дети не умеют контролировать эмоции), то теряет «здравый смысл» и способность анализировать. После манипуляции у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. |
Что с этим делать? Можно не делать ничего – как-нибудь само образуется. А можно учить детей системному, глубокому размышлению. Конечно, от родителей потребуется много времени и усилий. Но вложения стоят того! Мы готовы помочь родителям в их нелегком труде. Наши программы и лагеря направленны на выработку у детей умения рассуждать, анализировать свои поступки, искать причинно-следственные связи и связывать все в единую картину.
Сложнее всего научить стройно и логично рассуждать, выстраивать цепочку последовательных мыслей, из которых вытекает вывод. Мы этому будем учить детей на весенней смене «Алиса в Зазеркалье».
Мы освоим «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление.
Мы будем вести дискуссии и искать альтернативные точки зрения, что делает человека трезвомыслящим, развивает умение и желание думать.
А еще мы ограничим себя в потреблении информации. Это мудрое решение в эпоху информационного бума! Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созиданием человек — всего лишь машина для обеспечения рынка потребления.
Автор: Каменщикова Ольга Николаевна