+7 (351) 270 78 34   
+7 912 323 09 78 

г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 14а, оф. 148

     

Общение как необходимое условие благополучного развития ребенка

Общение как необходимое условие благополучного развития ребенка

Развитие уверенности, самостоятельности, ответственности, повышение самооценки, приобретение навыков эффективного общения: умения слушать, договариваться, доказывать свою точку зрения, убеждать, разрешать конфликты.

Общение необходимо нам везде: дома, в школе, на улице, на работе. Для ребенка любого возраста общение — это не только развлечение и получение новой информации, это, в первую очередь, необходимое условие его благополучного развития. Дети, лишенные общения сверстников, становятся изгоями, замыкаются в себе, перестают развиваться и… очень сильно страдают от невозможности наладить контакт с окружающими. От невыносимости ситуации и незнания, как ее исправить, дети помладше начинают болеть (психосоматические дерматиты, астмы, частые ОРЗ, ангины, гастриты и т. д.), а дети постарше испытывают депрессии, становятся агрессивными, неуправляемыми.

В каждом возрасте ребенок должен пройти определенный этап и научиться определенным правилам и способам общения. Успешное освоение этих правил и норм называется социализацией и благополучным развитием ребенка. В наших силах помочь каждому ребенку избежать негативных последствия неумения общаться, или, по крайней мере, снизить остроту последствий и помочь развиваться нормально.

В дошкольном детстве — это первые навыки социализации: умение играть совместно в ролевые игры, одной игрушкой на двоих, умение установить очередность игры, умение выигрывать и проигрывать. Появляются первые навыки умения договариваться. Основной навык — умение играть совместно с другими детьми.

Начальная школа — очень ответственный этап. Это этап налаживания новых контактов и новых отношений с окружающими. Начинают развиваться навыки умения учитывать интересы и настроения другого, умение реагировать на шутки, умение быть и общаться в коллективе не только сверстников, но и старших. Развивается умение вступать в контакт и сохранять его. Дети учатся реагировать на ситуации провокации (на грани шутки и издёвки). У ситуаций общения появляется первый и второй план. Развивается умение отстаивать свои интересы и желания.

В 5-6-7 классах все эти навыки продолжают развиваться. Однако акцент смещается в сторону лидерства. Для младших подростков становится очень важным умение занимать и поддерживать определенный статус в коллективе (лидер, средний, уважаемый, умный, изгой). У ситуаций общения появляются уже третий, четвертый, пятый и т. д. планы. Ситуации становятся не столь однозначными и простыми. Дети продолжают осваивать навыки выстраивания отношений: в этом возрасте становится очень важным умение дружить. Друзей, как правило, немного (1–3). Но становится важным качество дружбы: ценятся такие качества, как преданность, умение помочь, поддержать, не выдать. Дети разбиваются на небольшие группы, среди которых существует четкая иерархия. Умение чувствовать иерархичность отношений и строгое соблюдение этого высоко ценятся. Часто взрослые отмечают такую черту, как стадность. Действительно, в этом возрасте очень важно принадлежать к какой-либо группе подростков, одеваться и общаться, как они. Только осознав себя как часть целого можно выделить свои особенные, отличительные черты.

Далее начинается непростой поиск себя и своих особенностей. Развиваются межличностные, интимные взаимоотношения. В этом возрасте развивается умение устанавливать и выстраивать отношения Я-ТЫ. Для старших подростков самым ценным становится, какая ты личность. Взрослых и одноклассников они оценивают только по критерию личности.

Чтобы каждый этап развития навыков общения, социализации и адаптации прошел успешно, без тяжелых кризисов, необходимо расширять у ребенка способы взаимодействия с окружающими. Основным инструментом общения являются наши эмоции. Именно эмоциональные реакции позволяют нам почувствовать второй, третий планы ситуации и правильно не нее отреагировать. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок плохо понимает, какую эмоцию он сейчас испытывает: обычно ограничивается ответом типа «плохая эмоция», «хорошая эмоция, радость». Эмоции злости, гнева, печали, обиды и др. чаще всего дети стараются не замечать и не допускать к осознаванию. А ведь именно они помогают определить те ситуации, когда наши права или личность ущемляют.

Умение управлять собственными эмоциями высоко ценится в нашем обществе и позволяет выигрывать в сложных ситуациях. А этому научить бывает очень не просто «на словах», теоретически. В тренинге сделать это бывает проще, интереснее, более наглядно и сразу остается в опыте.

Умение «чувствовать» ситуации общения делает ребенка победителем, его самооценка повышается. К тому же на тренинге мы уделяем особое внимание самооценке, самопрезентации. Ребенок учится представлять себя окружающим в выгодном для себя свете, что увеличивает рейтинг его в среде сверстников. Помогаем раскрыть лидерские таланты детей.

Самой сложной для ребенка является ситуация конфликта. Дети часто сами становятся инициаторами конфликтов. Однако им не хватает опыта и знаний о способах выхода из конфликта. Мы на тренинге учимся не только различным способам выхода из конфликта, а также тому, как не дать конфликту разгореться, как справляться с негативными эмоциями, когда они тебя захлестывают, как оставаться с «холодным умом» и ситуацию конфликта превратить в выигрышную для себя. Если перестать бояться конфликтов и научиться ими управлять, можно извлекать из этого большую пользу.

Поскольку тренинг — это прожитый опыт, то он остается с ребенком навсегда. Полученные знания, навыки, умения и опыт буду помогать ребенку всю жизнь, станут его привычками и образом жизни. С таким человеком всегда будет приятно общаться, и всегда будет возникать желание у другого человека пообщаться вновь.


Автор: Каменщикова Ольга Николаевна
15.04.10