г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Общение как необходимое условие благополучного развития ребенка

Общение как необходимое условие благополучного развития ребенка

Развитие уверенности, самостоятельности, ответственности, повышение самооценки, приобретение навыков эффективного общения: умения слушать, договариваться, доказывать свою точку зрения, убеждать, разрешать конфликты.

Общение необходимо нам везде: дома, в школе, на улице, на работе. Для ребенка любого возраста общение — это не только развлечение и получение новой информации, это, в первую очередь, необходимое условие его благополучного развития. Дети, лишенные общения сверстников, становятся изгоями, замыкаются в себе, перестают развиваться и… очень сильно страдают от невозможности наладить контакт с окружающими. От невыносимости ситуации и незнания, как ее исправить, дети помладше начинают болеть (психосоматические дерматиты, астмы, частые ОРЗ, ангины, гастриты и т. д.), а дети постарше испытывают депрессии, становятся агрессивными, неуправляемыми.

В каждом возрасте ребенок должен пройти определенный этап и научиться определенным правилам и способам общения. Успешное освоение этих правил и норм называется социализацией и благополучным развитием ребенка. В наших силах помочь каждому ребенку избежать негативных последствия неумения общаться, или, по крайней мере, снизить остроту последствий и помочь развиваться нормально.

В дошкольном детстве — это первые навыки социализации: умение играть совместно в ролевые игры, одной игрушкой на двоих, умение установить очередность игры, умение выигрывать и проигрывать. Появляются первые навыки умения договариваться. Основной навык — умение играть совместно с другими детьми.

Начальная школа — очень ответственный этап. Это этап налаживания новых контактов и новых отношений с окружающими. Начинают развиваться навыки умения учитывать интересы и настроения другого, умение реагировать на шутки, умение быть и общаться в коллективе не только сверстников, но и старших. Развивается умение вступать в контакт и сохранять его. Дети учатся реагировать на ситуации провокации (на грани шутки и издёвки). У ситуаций общения появляется первый и второй план. Развивается умение отстаивать свои интересы и желания.

В 5-6-7 классах все эти навыки продолжают развиваться. Однако акцент смещается в сторону лидерства. Для младших подростков становится очень важным умение занимать и поддерживать определенный статус в коллективе (лидер, средний, уважаемый, умный, изгой). У ситуаций общения появляются уже третий, четвертый, пятый и т. д. планы. Ситуации становятся не столь однозначными и простыми. Дети продолжают осваивать навыки выстраивания отношений: в этом возрасте становится очень важным умение дружить. Друзей, как правило, немного (1–3). Но становится важным качество дружбы: ценятся такие качества, как преданность, умение помочь, поддержать, не выдать. Дети разбиваются на небольшие группы, среди которых существует четкая иерархия. Умение чувствовать иерархичность отношений и строгое соблюдение этого высоко ценятся. Часто взрослые отмечают такую черту, как стадность. Действительно, в этом возрасте очень важно принадлежать к какой-либо группе подростков, одеваться и общаться, как они. Только осознав себя как часть целого можно выделить свои особенные, отличительные черты.

Далее начинается непростой поиск себя и своих особенностей. Развиваются межличностные, интимные взаимоотношения. В этом возрасте развивается умение устанавливать и выстраивать отношения Я-ТЫ. Для старших подростков самым ценным становится, какая ты личность. Взрослых и одноклассников они оценивают только по критерию личности.

Чтобы каждый этап развития навыков общения, социализации и адаптации прошел успешно, без тяжелых кризисов, необходимо расширять у ребенка способы взаимодействия с окружающими. Основным инструментом общения являются наши эмоции. Именно эмоциональные реакции позволяют нам почувствовать второй, третий планы ситуации и правильно не нее отреагировать. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок плохо понимает, какую эмоцию он сейчас испытывает: обычно ограничивается ответом типа «плохая эмоция», «хорошая эмоция, радость». Эмоции злости, гнева, печали, обиды и др. чаще всего дети стараются не замечать и не допускать к осознаванию. А ведь именно они помогают определить те ситуации, когда наши права или личность ущемляют.

Умение управлять собственными эмоциями высоко ценится в нашем обществе и позволяет выигрывать в сложных ситуациях. А этому научить бывает очень не просто «на словах», теоретически. В тренинге сделать это бывает проще, интереснее, более наглядно и сразу остается в опыте.

Умение «чувствовать» ситуации общения делает ребенка победителем, его самооценка повышается. К тому же на тренинге мы уделяем особое внимание самооценке, самопрезентации. Ребенок учится представлять себя окружающим в выгодном для себя свете, что увеличивает рейтинг его в среде сверстников. Помогаем раскрыть лидерские таланты детей.

Самой сложной для ребенка является ситуация конфликта. Дети часто сами становятся инициаторами конфликтов. Однако им не хватает опыта и знаний о способах выхода из конфликта. Мы на тренинге учимся не только различным способам выхода из конфликта, а также тому, как не дать конфликту разгореться, как справляться с негативными эмоциями, когда они тебя захлестывают, как оставаться с «холодным умом» и ситуацию конфликта превратить в выигрышную для себя. Если перестать бояться конфликтов и научиться ими управлять, можно извлекать из этого большую пользу.

Поскольку тренинг — это прожитый опыт, то он остается с ребенком навсегда. Полученные знания, навыки, умения и опыт буду помогать ребенку всю жизнь, станут его привычками и образом жизни. С таким человеком всегда будет приятно общаться, и всегда будет возникать желание у другого человека пообщаться вновь.


Автор: Каменщикова Ольга Николаевна
15.04.10