Развитие уверенности, самостоятельности, ответственности, повышение самооценки, приобретение навыков эффективного общения: умения слушать, договариваться, доказывать свою точку зрения, убеждать, разрешать конфликты.
Общение необходимо нам везде: дома, в школе, на улице, на работе. Для ребенка любого возраста общение — это не только развлечение и получение новой информации, это, в первую очередь, необходимое условие его благополучного развития. Дети, лишенные общения сверстников, становятся изгоями, замыкаются в себе, перестают развиваться и… очень сильно страдают от невозможности наладить контакт с окружающими. От невыносимости ситуации и незнания, как ее исправить, дети помладше начинают болеть (психосоматические дерматиты, астмы, частые ОРЗ, ангины, гастриты
В каждом возрасте ребенок должен пройти определенный этап и научиться определенным правилам и способам общения. Успешное освоение этих правил и норм называется социализацией и благополучным развитием ребенка. В наших силах помочь каждому ребенку избежать негативных последствия неумения общаться, или, по крайней мере, снизить остроту последствий и помочь развиваться нормально.
В дошкольном детстве — это первые навыки социализации: умение играть совместно в ролевые игры, одной игрушкой на двоих, умение установить очередность игры, умение выигрывать и проигрывать. Появляются первые навыки умения договариваться. Основной навык — умение играть совместно с другими детьми.
Начальная школа — очень ответственный этап. Это этап налаживания новых контактов и новых отношений с окружающими. Начинают развиваться навыки умения учитывать интересы и настроения другого, умение реагировать на шутки, умение быть и общаться в коллективе не только сверстников, но и старших. Развивается умение вступать в контакт и сохранять его. Дети учатся реагировать на ситуации провокации (на грани шутки и издёвки). У ситуаций общения появляется первый и второй план. Развивается умение отстаивать свои интересы и желания.
В
Далее начинается непростой поиск себя и своих особенностей. Развиваются межличностные, интимные взаимоотношения. В этом возрасте развивается умение устанавливать и выстраивать отношения
Чтобы каждый этап развития навыков общения, социализации и адаптации прошел успешно, без тяжелых кризисов, необходимо расширять у ребенка способы взаимодействия с окружающими. Основным инструментом общения являются наши эмоции. Именно эмоциональные реакции позволяют нам почувствовать второй, третий планы ситуации и правильно не нее отреагировать. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок плохо понимает, какую эмоцию он сейчас испытывает: обычно ограничивается ответом типа «плохая эмоция», «хорошая эмоция, радость». Эмоции злости, гнева, печали, обиды и др. чаще всего дети стараются не замечать и не допускать к осознаванию. А ведь именно они помогают определить те ситуации, когда наши права или личность ущемляют.
Умение управлять собственными эмоциями высоко ценится в нашем обществе и позволяет выигрывать в сложных ситуациях. А этому научить бывает очень не просто «на словах», теоретически. В тренинге сделать это бывает проще, интереснее, более наглядно и сразу остается в опыте.
Умение «чувствовать» ситуации общения делает ребенка победителем, его самооценка повышается. К тому же на тренинге мы уделяем особое внимание самооценке, самопрезентации. Ребенок учится представлять себя окружающим в выгодном для себя свете, что увеличивает рейтинг его в среде сверстников. Помогаем раскрыть лидерские таланты детей.
Самой сложной для ребенка является ситуация конфликта. Дети часто сами становятся инициаторами конфликтов. Однако им не хватает опыта и знаний о способах выхода из конфликта. Мы на тренинге учимся не только различным способам выхода из конфликта, а также тому, как не дать конфликту разгореться, как справляться с негативными эмоциями, когда они тебя захлестывают, как оставаться с «холодным умом» и ситуацию конфликта превратить в выигрышную для себя. Если перестать бояться конфликтов и научиться ими управлять, можно извлекать из этого большую пользу.
Поскольку тренинг — это прожитый опыт, то он остается с ребенком навсегда. Полученные знания, навыки, умения и опыт буду помогать ребенку всю жизнь, станут его привычками и образом жизни. С таким человеком всегда будет приятно общаться, и всегда будет возникать желание у другого человека пообщаться вновь.
Автор: Каменщикова Ольга Николаевна