Все знают, что нужно отдать на подготовительные курсы. Там его научат грамоте, азам математики, окружающему миру, разовьют знания о мире, словарный запас, мелкую и крупную моторику.
Все правильно! Сегодня без этого трудно, да и невозможно пойти в школу. Будущий первоклассник должен прийти в школу подготовленным.
Также все эти курсы занимаются адаптацией дошкольника к школе. Что же входит в это понятие? В первую очередь, это сами занятия, построенные по типу школьных уроков. Во-вторых, это обстановка с партами, классами, учителем. Многие считают, что всего этого достаточно для того, чтобы адаптировать дошкольника к школьному обучению.
Однако ко мне приходят родители уже первоклассников и второклассников, и удивляются, почему подготовленный ребенок не учится или учится на двойки.
Причины две:
- мотивация;
- адаптация и эмоционально-волевое развитие.
Именно в такой последовательности эти причины и идут. Вопрос мотивации очень сложный даже с научной точки зрения. Поэтому им занимаются во вторую очередь.
С вопросом адаптации проще. С него и начнем. Уважаемые мамы и папы, вспомните, пожалуйста, свои школьные годы, свой первый класс. Что Вас удивляло? С чем Вы были не согласны? Ответы могут быть самые разные, но все вспомнят своих учителей. И в этом самая первая проблема адаптации - в общении.
Учитель может научить чему-нибудь только в процессе общения. А если ребенок застенчивый , агрессивный, не сидит спокойно на одном месте, обидчивый, капризный , невнимательный и т.д., то это первые звоночки о том, что в школе ему трудно (а иногда и невозможно) будет выстраивать отношения и общение со сверстниками и учителями.
Поэтому для этих детей самым важным в подготовке к школе должно стать обучение ПРАВИЛЬНОМУ общению. Мы это делаем на наших курсах «Психологической подготовки к школе» и на тренинге «Волшебная страна Чувств и Магия Дружбы».
Вторая проблема адаптации – это правила. В мире дошкольника правил немного. В основном правила устанавливают только в садике, дома их практически нет, а те, которые есть, можно нарушить, иногда. А в школе на ребенка «сваливается» масса правил: и поведение, и заполнение и заполнение дневника и тетрадей, и при входе в школу и при выходе из нее, и при встрече с незнакомым учителем или просто старшим и т.д. У ребенка или начинается бунт, или он впадает в шок. Для нас это уже привычный и естественный момент: мы привыкли подчиняться различным правилам. А для вчерашнего дошколенка- это тяжелая психологическая и моральная работа по принятию правил.
Третья проблема адаптации - это способы деятельности, иногда взрослые не понимают: «Что тут сложного? Возьми и вот так сделай!». А для ребенка-первоклассника-это сложный психический процесс по перестраиванию привычного способа действий. Вчерашнему дошкольнику тяжело переключаться с игровой деятельности в уме, которую не видно и нельзя потрогать. Переводя на простой язык, им просто «трудно думать». Они привыкли запоминать, проигрывать и т.д.
Все эти причины не видны невооруженным взглядом, даже для учителей и школьных психологов. Но эти психологические причины оказывают существенное влияние на процесс адаптации ребенка к школе.
Также очень важен вопрос мотивации будущего школьника. В педагогической и психолого-педагогической литературе под словом «мотивация» понимается все, что угодно. Самый вразумительный ответ может быть сформулирован примерно так: мотивация-это осмысленность деятельности. Вам это о чем-нибудь говорит? Как правильно замотивировать ребенка? Помогает понять? Лично мне нет. Я долго пыталась понять, что это за «зверь» такой. Безуспешно. В конце концов. Стала изучать и исследовать эту тему самостоятельно. Все гораздо проще! Мотивация-это ответ на вопрос «Зачем?!». Зачем мне любимому, единственному, драгоценному, все это надо? Зачем я буду прилагать свои усилия?
На первый взгляд, все просто. Ответил на вопрос, и все в порядке. Но вот тут-то начинается самое сложное. Чаще всего на этот вопрос «Зачем учиться?», дети 1-2 классов отвечают так: - чтобы побыстрее пойти играть, чтобы не сердилась мама, чтобы не поставили «2», чтобы получить хорошую отметку и т.д. Родители, мотивируя своих детей на «учебные подвиги», говорят чаще следующее: «Не будешь учиться, станешь бомжем», «Будешь плохо учиться , станешь дворником» и т.д.
Вроде бы все верно! Однако у детей в этом возрасте нет временной перспективы. А это значит, им тяжело представить, когда они вырастут. Это так далеко и неощутимо, что совершенно нереально. А раз нереально, значит, не существует. Поэтому дети «не понимают» умных речей родителей. Для них пока доступны и реальны сиюминутные выгоды ближайшей перспективы (до 1 месяца). Не получить двойку-это реальная выгода и мощная мотивация. Поэтому ребенок всячески изворачивается, чтобы не получить плохую отметку: забывают тетрадь дома, заболевает, отпрашивается в туалет и т. д.
Более подробно и на практике мы разбираемся со всем этим на тренингах: «Люблю и хочу учиться», «Психологическая подготовка к школе», а также в «Родительском клубе».
Вопрос про эмоционально-волевое развитие тоже расплывчат. О нем много написано, но вот как это развивать на практике знают немногие. Сила воли нужна как опыт преодоления сложной ситуации. Понятно, что без силы воли трудно, да и невозможно, сдерживать и контролировать свои эмоции и чувства. Этот вопрос очень сложен, требует отдельного рассмотрения и затрагивает область нравственности. Этим вопросом мы специально занимаемся на наших тренингах и родительских тренингах.
Успехов Вам и Вашим детям в этом учебном году!
Автор: Каменщикова О.Н.
15.09.09 г.