Недавно беседовала со школьным психологом о профориентации учащихся 9–11 классов. Ее точка зрения меня очень удивила и возмутила. Этот психолог считает: «Подростки еще не способны делать выбор. Они к этому не готовы, да и не надо им его делать. Ведь это же замечательно, когда человек может уйти с третьего курса института».
А как же уже вложенные в образование деньги родителей?
А как этот несостоявшийся студент определил, что он попал не в тот вуз?
А как он вообще выбирал, куда пойти учиться?
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14–15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10–15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».
Выбор будущей профессии — это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии — это проблема? Думаю, причин несколько.
Перечень причин можно было бы продолжить, но гораздо важнее знать ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:
- отношение к выбору профессии как неизменному,
- бытующее мнение о престижности профессии,
- выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
- перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
- увлечение только внешней или
какой-нибудь частной стороной профессии, - отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
- устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
- неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
- незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
- незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.
Что же делать в этой ситуации? И как помочь нашим детям сориентироваться и выбрать сознательно свою будущую профессию?
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление
Помочь лучше узнать себя может тестирование. Некоторые вузы проводят бесплатное профориентационное тестирование в день открытых дверей для старшеклассников. Однако тестирование является стандартной процедурой и дает стандартные ответы. О более точном или индивидуальном профиле подростка эта процедура сообщить не может, тем более помочь в сознательном и точном выборе профессии.
Если Ваш подросший ребенок ничем не интересуется, учителя не сумели привить ему любовь к
Однако, если Ваш подросток очень активен и в учебе, и в различных других формах деятельности, ему интересно все, более того у него все получается, то он тоже, скорее всего, не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. И в этом случае тестирование бессильно помочь.
Помочь в трудных случаях с определением будущей профессии, быть уверенным в правильности сделанного выбора может активная нетрадиционная (для школы) форма работы — тренинг.
ТРЕНИНГ — ЭТО ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ИЗМЕНЕНИЕ «Я» ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЕ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ. ТРЕНИНГ по профориентации:
- ОКАЖЕТ эффективную психологическую поддержку;
- ОТКРОЕТ перспективу дальнейшего личностного развития;
- ПОМОЖЕТ определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
- СФОРМИРУЕТ актуальное для подростков «информационное поле»;
- ОБЕСПЕЧИТ средствами самопознания.
Такой тренинг проводится в Развивающем психологическом центре для детей и подростков «Сам Я».
Автор: Каменщикова О.Н.