г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Как помочь подростку сознательно выбрать профессию?

Как помочь подростку сознательно выбрать профессию?

Недавно беседовала со школьным психологом о профориентации учащихся 9–11 классов. Ее точка зрения меня очень удивила и возмутила. Этот психолог считает: «Подростки еще не способны делать выбор. Они к этому не готовы, да и не надо им его делать. Ведь это же замечательно, когда человек может уйти с третьего курса института».

А как же уже вложенные в образование деньги родителей?

А как этот несостоявшийся студент определил, что он попал не в тот вуз?

А как он вообще выбирал, куда пойти учиться?

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14–15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10–15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».

Выбор будущей профессии — это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии — это проблема? Думаю, причин несколько.

Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).

Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомится с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек по вполне понятным причинам: как правило, бизнес-процессы не терпят посторонних, большая часть работы происходит в мыслительном (ненаблюдаемом) плане. Поэтому очень трудно объяснить ребенку, что папа/мама думает, поэтому устал(а). Для маленького ребенка это совершенно непонятно, для более старшего становится понятным смутно, а для старшего подростка приобретает значение статуса и состоятельности без внутреннего наполнения.

В-третьих, на сегодняшний день исчезли все кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сделать осознанный выбор.

Перечень причин можно было бы продолжить, но гораздо важнее знать ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:

  1. отношение к выбору профессии как неизменному,
  2. бытующее мнение о престижности профессии,
  3. выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
  4. перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
  5. увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,
  6. отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
  7. устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
  8. неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
  9. незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
  10. незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.

Что же делать в этой ситуации? И как помочь нашим детям сориентироваться и выбрать сознательно свою будущую профессию?

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, отвечающие профессионально важным качествам. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗНАТЬ СЕБЯ.

Помочь лучше узнать себя может тестирование. Некоторые вузы проводят бесплатное профориентационное тестирование в день открытых дверей для старшеклассников. Однако тестирование является стандартной процедурой и дает стандартные ответы. О более точном или индивидуальном профиле подростка эта процедура сообщить не может, тем более помочь в сознательном и точном выборе профессии.

Если Ваш подросший ребенок ничем не интересуется, учителя не сумели привить ему любовь к какому-либо учебному предмету, а таланты еще «зарыты в землю», скорее всего проблема выбора профессии для Вас и Вашего ребенка стоит очень остро. И даже самое лучшее тестирование не сможет выявить его скрытые таланты и способности.

Однако, если Ваш подросток очень активен и в учебе, и в различных других формах деятельности, ему интересно все, более того у него все получается, то он тоже, скорее всего, не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. И в этом случае тестирование бессильно помочь.

Помочь в трудных случаях с определением будущей профессии, быть уверенным в правильности сделанного выбора может активная нетрадиционная (для школы) форма работы — тренинг.

ТРЕНИНГ — ЭТО ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ИЗМЕНЕНИЕ «Я» ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЕ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ. ТРЕНИНГ по профориентации:

  • ОКАЖЕТ эффективную психологическую поддержку;
  • ОТКРОЕТ перспективу дальнейшего личностного развития;
  • ПОМОЖЕТ определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
  • СФОРМИРУЕТ актуальное для подростков «информационное поле»;
  • ОБЕСПЕЧИТ средствами самопознания.

Такой тренинг проводится в Развивающем психологическом центре для детей и подростков «Сам Я».

Автор: Каменщикова О.Н.