г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей

Одной из психологических проблем детей дошкольного возраста является агрессивность. Детская агрессия может принимать различные формы: физическая агрессия (удары, толчки, кусание, плевки, щипание и т. д.) и оскорбления, как в адрес сверстников, так и в адрес взрослых, драка из-за привлекательной игрушки, ведущего места в игре и др. Те или иные формы агрессивного поведения можно наблюдать у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют более выраженную склонность к агрессивности. При этом, агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и в первую очередь самому себе. Со временем, проявление агрессивного поведения может приобретать устойчивый характер, что может в свою очередь привести к закреплению этих черт в личности ребенка.

Если в более раннем возрасте агрессия чаще всего ситуативна, т. е. связана с ситуацией, когда ребенок не может удовлетворить ту или иную потребность, например, получить желаемый предмет или внимание взрослого, или отстаивает собственные интересы. То в более старшем возрасте, она может выглядеть как «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия.

Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях.

Вне зависимости от мотивов проявления агрессии, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим, неспособность видеть и понимать другого. В основе такого отношения к другим лежит сосредоточенность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство общности с ним. Эта своеобразная внутренняя изоляция мешает ребенку выстраивать благоприятные отношения со сверстниками и взрослыми, получать желаемое без конфликтов и напряжения, понимать намерения и чувства окружающих.

Рассмотрим пару практических примеров, которые иллюстрируют проявление детской агрессивности и попробуем разобраться в ее причинах. 

Максим, 3 года. Мама рассказывает о поведении своего сына: «У сына появилось категорическое „нет“ на все предложения со стороны взрослых. Максим стал очень обидчивым, обижается даже когда причин для этого явных нет. Ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе. В детском саду ведет себя хорошо, слушается воспитательниц. А дома стал неуправляемым. Хотя мы не кричим на него и не заставляем. Я его вчера ругала, сказала, что его „дядька“ заберет, а он сказал что уйдет жить к бабушке, а еще что меня „ножиком порежет“. Максим стал требовать от меня конфеты, остановится на улице и требует. Раньше я в садик всегда ему их приносила, а теперь считаю, что хватит, так как сын стал их просто требовать. Я хочу сделать все для ребенка. А он не поддается воспитанию! Как реагировать на агрессию? Как мне добиться того, что мне надо?»

В данной ситуации, агрессивность мальчика может быть вызвана несколькими причинами. Во-первых, ребенок находится в том возрасте, когда для него очень важно

проявлять самостоятельность. Возраст трех лет — это период, проходящий под лозунгом «Я сам». Ограничения самостоятельности ребенка со стороны родителей могут вызвать проявление агрессии. В этом случае родитель выступает как помеха для реализации ребенком очень важной для него потребности, и наиболее целесообразным было бы позволить мальчику почаще проявлять свою самостоятельность.

Во-вторых, еще одним источником агрессии может служить страх. Запугивая ребенка «дядькой», родители провоцируют появление страха у ребенка, который в свою очередь приводит к агрессии.

Что касается агрессивных высказываний в адрес мамы. Возможно, мальчик где-то почерпнул такой способ расправы и этот источник знаний необходимо скорректировать (это могут быть видеофильмы, компьютерные игры).

Поскольку в приведенном случае агрессивность мальчика проявляется в адрес родителей, важно понять, что в их поведении провоцирует такую агрессию. Также важно дать понять мальчику, что таким поведением он вызывает неприятные чувства и причиняет боль окружающим; необходимо ему помочь увидеть, какие чувства вызывает его поведение у близких ему людей и научить более конструктивным способам поведения. 

Александр, 6 лет. Рассказывает мама мальчика: «У нас появились проблемы с походом в детский сад. Саша не хочет идти в садик. Приходится заставлять его, иначе я просто опоздаю на работу. В садике он не хочет ни с кем играть, говорит, что его обижают. Воспитательница говорит, что все наоборот, что Саша якобы первый задирается. Он может обидеться на то, что его не взяли в игру и начать раскидывать игрушки или замахиваться на детей. Обзывается. В группе ни с кем не дружит. Дома он хорошо играет с младшим братом, и вроде бы никаких проблем я не замечала. Что делать с ним ума не приложу. Мне уже надоели скандалы с ним по поводу того, что он в садик не пойдет. Я уже бывает и шлепаю его от злости. Не знаю, что делать!».

В приведенном примере, раздражение мамы и агрессия сына в определенном смысле схожи. В качестве причины агрессии в данном случае можно увидеть нереализованную потребность. Потребность мамы — без ссор и напряжения отвести ребенка в сад и успеть на работу, потребность сына — быть принятым в коллективе сверстников. И поскольку, по ряду причин эти потребности не реализуются, появляется агрессия.

В описанном случае мальчик не очень понимает, почему сверстники отвергают его (не принимают в игру), он приписывает им враждебность, хотя своей враждебности не замечает. Желая быть принятым, он пытается присоединиться к сверстникам в игре, и поскольку у него это не очень получается, и его в игру не принимают, он злится, начинает нарушать процесс игры, задирать сверстников, в общем, ведет себя агрессивно. Получается замкнутый круг: агрессия, как способ взаимодействия, приводит к непринятию ребенка со стороны сверстников, что в свою очередь вызывает агрессивную реакцию. Одним из способов преодоления такого замкнутого круга может стать помощь ребенку в налаживании отношений со сверстниками, в понимании причин его непринятия. Т. е. важно дать понять ребенку, что именно мешает ему быть принятым в детском коллективе, показать, что чувствуют окружающие, когда он с ними «вот так» взаимодействует, объяснить, как можно включиться в общую игру, как наладить дружеские отношения. 

Агрессивность — это важная личностная особенность, без здоровой агрессии невозможно добиться высоких результатов в учебе и спорте, занять лидерскую позицию в коллективе. В том же случае, когда агрессия становится привычным способом поведения, доставляет неприятности окружающим и самому ребенку, приводит к некоторой изоляции ребенка от окружающих, важно скорректировать дальнейшее развитие этой особенности. Дошкольный возраст для это наиболее удобный период.

Автор: Майбородина Юлия