— Ребенок пошел в детский сад и стал болеть.
— У меня несадиковый ребенок.
— Ребенок не хочет ходить в детский сад (школу). Каждое утро капризы, слезы, «бои за одевание».
— Мой ребенок пошел в садик (школу), стал агрессивным (или слишком вялым).
— У моего ребенка в садике (школе) нет друзей.
— Мой сын (дочь) слишком много времени проводит за компьютером (телевизором).
Все эти жалобы родителей не так уж редки и свидетельствуют о дезадаптации ребенка в садике или школе. Дезадаптация — это образование неадекатных механизмов приспособления ребенка к садику или школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья адаптироваться к новым условиям, научиться выполнять новые правила и требования, как плавно и безболезненно перейти к новой деятельности?
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к садику/школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.
Физиологическая адаптация ребенка подразумевает запас физических сил и умение распоряжаться ими в ходе своей деятельности так, чтобы избежать ненужного переутомления, поддерживать работоспособность.
Психологическая адаптация — это и необходимая положительная мотивация к занятиям, и умение справляться с трудностями, и культура общения со сверстниками и взрослыми.
Социальная, или личностная, адаптация подразумевает прочный запас знаний и представлений об окружающем мире, знаний норм и правил поведения, реализация этих знаний, достаточный уровень сформированности умений в общении и достаточный уровень речевого развития.
Все эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности ребенка, самочувствии и состоянии здоровья, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, ребятами и подчиняться правилам.
Адаптация — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка и его родителей. Меняется место малыша в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Ваш малыш приходит в детский коллектив, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточным гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. А это как раз становиться проблемой для «домашних» детей.
Когда ребенок маленький, родители не обращают внимание на эти «мелочи». И даже если ребенок плохо адаптируется в детском саду, чаще родители предпочитают не водить любимое чадо в садик, «чтобы не мучить». Однако цена вопроса очень высока! Но узнают родители и дети об этом иногда слишком поздно. Чаще, когда любимый малыш стал первоклассником, и вместо радости испытал горькое разочарование — одноклассники не только не принимают его, но и жестоко дразнят, а иногда и бьют. Некоторые дети мужественно терпят и не расстраивают родителей до средней школы (приблизительно до класса 5–7), а потом заявляют: «Я больше в школу не пойду!» Что делать родителю?
Большинство родителей ищет помощи и поддержки у учителей, воспитателей, медиков, школьных психологов. Но процесс социализации и адаптации ребенка в обществе длительный и не всегда простой. А у школы и поликлиники нет времени, сил и желания разбираться в причинах и корректировать развитие ребенка. Выход один — искать специалиста, который занимается этими вопросами целенаправленно.
Занимаясь вопросами общения, адаптации и социализации детей и подростков, могу сказать точно, если есть у родителей терпение и желание помочь своему ребенку преодолеть кризис в развитии, то все трудности исчезают без следа, ребенок чувствует себя уверенно, спокойно и гармонично развивается, радуя родителей своими успехами и достижениями.
Автор: Каменщикова О.Н.