г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

От фантазии к цели

От фантазии к цели

Быть фантазёром – это хорошо или плохо? Буйные фантазии детей иногда приводят к реальным страхам. А это  хорошо или плохо? А откуда берутся мечты и цели? А что делать, если человек напрочь лишен воображения?

Итак, давайте разберемся. Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построения в сознании образов, представлений, идей, объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. Например: исторические события, предполагаемые события, персонажи сказок или мифов. Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими играет ключевую роль в процессах моделирования, планирования, творчества, игре, памяти. Разновидность творческого воображения – фантазия. Фантазия – это импровизация на свободную тему; воображаемая человеком ситуация, не соответствующая реальности, но выражающая его желания.

Умение фантазировать

 

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать не только то, что он видел, но и то, чего вообще не было, а еще и то, что в действительности и быть не может.  И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать. Таким образом рождается человек-творец. Это прививка от человека-потребителя. 

 Для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее  мысленно. Этой потребности и  удовлетворяет воображение. А.М. Горький говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» - вымысел прежде всего как замысел.

 Чтобы воображение развивалось, необходимо, чтобы ребенок имел свое собственное отношение к объективной действительности и свободно оперировал образами. Это имеет существенное значение для творчества. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения тесно связано с реальными  преобразованиями на практике, с творчеством, которое часто далеко выходит за пределы действительности.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Воображая, человек может создать картину того, чего в действительности он никогда не видел. А это ведет к увлеченному чтению художественных книг. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности, то есть МОТИВАЦИИ к деятельности. Различные уровни воображения определяются прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение самого ребенка к этому процессу.  На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все  большую роль играет сознательное, волевое усилие человека к формированию образов. А мы, взрослые, можем и должны активно содействовать развитию сознательного управления образами, чтобы воображение переросло в творчество, созидание, целенаправленное движение к цели.

В самых  низших и примитивных своих формах воображение проявляется в  непроизвольной трансформации образов, которая совершается  под воздействием малоосознаных потребностей, влечений,  независимо от какого-либо сознательного вмешательства ребенка. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно  формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят о пассивном, во вором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая  служит лишь для  того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и  действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности. Воображение и  творчество теснейшим образом связаны между собой. Все виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности (конструктивное, техническое, научное,  художественное,  живописное, музыкальное и т.д.), составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление.

Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что  начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу  представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…»

Люди, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества.

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой  отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно воспринятым; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то  мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Поэтому наша задача – способствовать развитию целенаправленной фантазии. Развивать ее можно двумя способами: специальными упражнениями или игрой. Игра – естественная и любимая деятельность детей. Поэтому проще и естественнее использовать сказки и сюжетно-ролевые игры (Например: игра в доктора).

 

Автор: Каменщикова Ольга Николаевна

16.09.2016