+7 (351) 270 78 34   
+7 912 323 09 78 

г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 14а, оф. 148

        

Развитие класса

Развитие класса

Развитие класса – это забота классных руководителей, родителей, учителей предметников. Все хотят видеть класс образцово-показательным.

            Однако школьный класс – это нечто большее, чем простая совокупность детей. Жизнь показала, что педагог в процессе работы сталкивается не только с отдельными личностями, но и с некими надындивидуальными явлениями.

            Результаты исследований позволили утверждать, что развитие школьного класса как коллектива связано с преодолением целого ряда противоречий:

- между классами и отдельными учащимися или группами, опережающими его в своем развитии  либо, наоборот, отстающими;

- между перспективами класса и отдельных учащихся;

- между нормами поведения в классе и стихийно сложившихся в нем группах;

- между отдельными группами детей.

Эти   противоречия зачастую перерождаются в конфликты, которые в зрелом коллективе разрешаются самими учащимися, а в неразвитом коллективе – при вмешательстве педагогов.

            Школьный класс складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения учащихся, между которыми возникает система деловых и межличностных отношений. Эти отношения формируют своеобразное поле, проявляющееся в общественном мнении, системе норм и правил, социально-психологическом климате. Развитие школьного класса подчиняется закономерностям развития коллектива вообще. На первой стадии он выступает как цель педагогов, родителей и их воспитательной деятельности; на второй представляет собой инструмент формирования социально-желательных качеств личности учащихся; на третьей он становится пространством для индивидуального развития учащихся, формирования их мировоззрения.

            Индивидуальный стиль учебной деятельности класса можно описать по аналогии с индивидуальным стилем деятельности отдельного человека.

            Во-первых, в нем присутствует определенный уровень сформированности навыков учебной деятельности учащихся. Во-вторых, классы различаются особенностями включения в учебную деятельность и выход из нее.

            Есть классы, которые сосредоточены  и готовы к работе непосредственно со звонком на урок. Другим требуется 5-10 минут на «раскачку». А в некоторых классах для создания рабочей атмосферы, отвлечения от дел и разговоров, затеянных на перемене, может потребоваться чуть ли не половина урока.

            Эмоционально насыщенная деятельность решает задачи сплочения группы, разрешения конфликтов, формирования комфортных  эмоциональных отношений между людьми. Она является процессом поддержания организованности в силу направленности на поддержание внутреннего равновесия и устойчивости в группе.

            Неформальные отношения начинают интенсивно формироваться с первых дней функционирования класса. Довольно быстро в классе возникает более или менее полная социометрическая структура.

            Роли неформальных отношениях представляют собой довольно устойчивые образования. Практика постоянно подтверждает, что в случае, когда низкостатусный  ученик  (предположим, объект всеобщей травли) переходит в другую учебную группу, то в классе, лишенном носителя роли «жертвы», вскоре обязательно появляются новые «козлы отпущения». В работах Я.Л. Коломинского приведены данные о том, что устойчивость места ученика в системе межличностных отношений увеличивается с возрастом детей, причем благоприятное положение в учебной группе более устойчиво, чем неблагоприятное (Коломинский, 2000).

            Кроме того, привычная роль имеет тенденцию сохраняться не только в данном конкретном классе; она очень часто «переходит» с ребенком в другой. Объяснение этому довольно простое. Хотя в теории психологии роль – это явление сугубо групповое, вне группы не существующее, ребенок привыкает выполнять роли, предписанные ему его устойчивым положением в системе внутригрупповых отношений. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль. Переходя в другой класс, ребенок продолжает играть привычные роли, по крайней мере, привычную для него роль выдают бессознательные элементы поведения, что дает его новым одноклассникам ориентиры для определения его места  в их групповых структурах. Именно поэтому часто бывает так, что перевод ученика, ставшего устойчивым объектом травли со стороны одноклассников, из одного класса в другой оказывается к удивлению педагогов и родителей, нецелесообразным: и в новом классе такой ребенок часто снова становится буквально за несколько дней «жертвой» или «белой вороной».

            Поэтому мы создали наши программы для классов с целью помочь разным группам детей найти свое достойное место в группе сверстников. Чтобы «жертвы» и «белые вороны» влились в школьный коллектив, а лидерство приобрело социально положительные черты.

            Школьный класс почти всегда состоит из нескольких подгрупп. Факторы «подгруппообразования» очень разнообразны: это и пол, и учебная успешность, и близость мест проживания, и общность внешкольных интересов, и общность позиции в системе отношений внутри класса и много-много других. В итоге неофициальные отношения складываются не только между отдельными учащимися, но и между целыми подгруппами.

            Адекватное взаимодействие между разными подгруппами – основная забота взрослых. Если в классе враждуют разные группы, работа в таком классе не строится, учиться тяжело. Мы знаем, как наладить конструктивное взаимодействие между разными группами учащихся так, чтобы каждому ученику стало в классе комфортно учиться и общаться.

 

            Наши программы разработаны для всех классов. Но особенно мы рекомендуем воспользоваться нашими программами если в классе:

1)      Неэффективная учебная или внеучебная деятельность,

2)      Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе,

3)      Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др),

4)      Преобладание «отрицательных» мотивов в учебной деятельности группы,

5)      Низкий ранг учебы и правил поведения в групповых ценностях,

6)      Использование оценочных ярлыков («тупые», «гении» и др),

7)      Неадекватный стиль общения между классом и представителями других групп: учителями, родителями, учениками других классов).

Оставьте заявку

Запишитесь по телефонам: 
+7 (351) 270 78 34, 
+7 912 323 09 78
с понедельника по субботу с 11:00 до 20:00!

Или отправьте предварительную заявку:

Ваше имя
Телефон
E-mail для ответа
Текст сообщения
Запишите число цифрами: