г. Челябинск, ул. Куйбышева, д. 65а

Программа развития учебных навыков «Люблю и умею учиться»
Возрастная группа: 7-17 лет
Время проведения: по мере набора группы

Что делать с детской застенчивостью?

Что делать с детской застенчивостью?

Активный и непосредственный ребенок в кругу семьи, вдруг превращается в робкого и молчаливого, как только попадает в общество мало знакомых людей. Малыш отказывается от публичных выступлений, его не уговорить рассказать стихотворение или спеть песню на детском утреннике. Он особо не привлекает к себе внимание воспитателей в детском саду, старается выбирать тихие игры или вовсе молчаливо сидит в стороне. Все попытки взрослых как-то расшевелить такого ребенка чаще всего приводят к обратному эффекту. Речь идет о застенчивости.

Эта черта характера может обнаружить себя в раннем детстве. Наиболее заметно она проявляется, когда ребенок вынужден общаться с мало знакомыми людьми, например, когда он приходит в гости или гости приходят в его дом, а также общаясь со сверстниками на детской площадке или в детском саду. Застенчивый малыш на прогулках держится неподалеку от близкого взрослого, практически не отвечает на вопросы незнакомых людей, или отвечает очень тихо, прячась за родителя. Такие дети стесняются подойти к группе сверстников, им сложно включиться в игру. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках.

Само понятие застенчивость скрывает в себе суть этой черты характера. Ребенок находится как бы «за стеной», он ограждает себя от «лишних» контактов с окружающими людьми и неприятных ситуаций, старается оградить свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Корень проблемы застенчивых детей заключается в том, что они невероятно чувствительны к замечаниям, критике и оценке их поведения и действий. Каждое критическое замечание или ситуация оценки вызывают у них сильное внутреннее напряжение. Это напряжение может внешне проявляться как скованность тела, неуклюжесть движений, покраснение кожи лица, малыш может начать заламывать пальцы, навязчиво поправлять одежду, покашливать или начать закручивать волосы. Как следствие, дабы не переживать столь неприятное напряжение, ребенок старается избегать отношений и ситуаций, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности, предпочитая находиться в тени.

Особо отчетливо застенчивость проявляется примерно в возрасте 5 лет. Это связано с тем, что в этот период у ребенка формируется потребность в уважении взрослого. Желая сохранить лицо, малыш старается всячески избегать неудач, вплоть до отказа от любой деятельности, в которой он чувствует себя не достаточно уверенным. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. В этой связи родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

О чем стоит помнить родителям застенчивого малыша.

Застенчивые дети часто держатся очень скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. К ним относятся подвижные игры по правилам, в которые мы взрослые с огромным удовольствием играли в нашем детстве и в которые, к большому сожалению, очень редко играют современные дети. На занятиях для дошколят, которые проводятся в нашем центре, мы активно используем такие игры, помогая через них малышам справиться с их трудностями.

Стоит упомянуть еще об одном моменте. Часто взрослые обращают внимание на своих детей тогда, когда те что-то делают неправильно, хорошие поступки и успехи малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их

незастенчивые ровесники. Чувствительность ребенка к критике и замечаниям делает его очень уязвимым. Не очень благоприятна и другая крайность, когда поощряется все, что бы ни делал ребенок, избегая критики и замечаний. Что в том, что в другом случае у ребенка возникают сложности с формированием адекватной самооценки. Поэтому очень важно в процессе воспитания соблюсти баланс, что бывает сделать не всегда просто. На наших занятиях с застенчивыми детьми, мы стараемся оказать поддержку не только малышам в преодолении их трудностей, но и их родителям. В процессе индивидуальных бесед, которые завершают каждое занятие, мы помогаем родителям найти тот самый баланс, позволяющий создать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка и преодоления существующих трудностей.

Автор: Майбородина Юлия Евгеньевна – детский психолог, гештальт-терапевт.